Кузовная шайба - что это? |
|
В строительном мире все материалы, скрепляющие элементы и вспомогательные изделия имеют определенные наименования, состоящие зачастую из аббревиатуры и цифр. Для наиболее используемых в ходу «клички». Специалисты знают, что, например, ГОСТ 6958 относится к шайбе увеличенной, но в обиходе ее называют просто кузовная. Без ГОСТ и DIN все сразу понимают, о каком именно крепеже идет речь.
Увеличенная или усиленная - это еще другие наименования данной шайбы, характеризующие конструкцию изделия. ГОСТ 6958-78, который является прямым аналогом немецкого стандарта качества DIN 9021, регламентирует самые широкие крепежные элементы из категории шайб. Разрабатывали изначально ее для скрепления элементов в кузовной части. Задача была создать надежное соединение, сопряженное с кузовом из тонколистового материала. Нагрузки на конструкцию при этом способны разрушить болтовое соединение, буквально вырвать с корнем, и широкая шайба увеличивала площадь, по которой распределялось давление на узел. До сих пор увеличенная шайба применяется в аналогичных соединениях.
В настоящее время кузовные работы не включают в себя использование шайб, а название прицепилось и сохранилось.
Нечто подобное происходило с наименованием пружинной шайбы ГОСТ 6402. Гроверная шайба - для знающих людей это ее другое название и прямым аналогом выступает DIN 127. На ценниках в магазинах, в счет-фактурах при доставке будут прописаны сухие ГОСТы на изделия с российских заводов-производителей или латинские DINы к азиатскому крепежу, а при заказе с большей вероятностью закажут «гровер» или «пружинную». Гровер - фамилия английского инженера, который ввел эту шайбу в двигатели своего времени. Остро стояла проблема - повышение надежности конструкции, подверженной вибрации. Болтовое соединения невозможно было остановить от развинчивая никакими известными тогда способами.
Англичанин предложил применять изделие, которое имело зазор в своей конструкции. При установке такая шайба не мешает монтажу гайки, которая фиксируется сверху. Во время демонтажа, вынужденного или вызванного естественным ходом элементов, ослабляющим сцепление узла, гайка упирается в острый край зазора на шайбе. Благодаря этому соединение с метрическим крепежом развинчивается и сохраняет свою целостность и функционал. Если присмотреться, шайба ГОСТ 6402 повторяет собой один виток пружины, поэтому и соответствующее название.
Единственным случаем, где шайба-гровер не применима, это наличие в соединении высокопрочной гайки. Повышенная плотность материала метрического крепежа в этом случае фактически не заметит воздействия кромки гровера на своей опорной поверхности и продолжит движение вверх по резьбе, ослабляя узел.
В настоящее время пружинные шайбы используют во всех сооружениях, которые эксплуатируют при динамических нагрузках.
Несмотря на то, что само крепежное изделие не имеет метрической резьбы, в типоразмере указывается номинальный диаметр резьбы шпильки, винта или болта: М8, М10 и так далее. В зависимости от строительной сферы применяют шайбы маленького размера, например, автоконструкции, станки и компрессорное оборудование, или большого - для возведения ферм конструкций мостовых перекрытий.
По материалам goskrep.ru
Другие Интересные статьи:
|
Всего комментариев: 0 | |